- СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Начиная с VI века при монастырях и церквах создаются школы, занимающиеся подготовкой священнослужителей иизучающие три светские науки – грамматику, риторику и диалектику, которые назывались «тривиумом», т.е. тремя путями знания (отсюда – термин «тривиальный»). Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономиюи музыку, составлявшие «квадриум» четыре пути познания. Эти семь дисциплин назывались «семь свободных, искусств». Обычно в школах при монастырях дети и взрослые учились по единой программе. Монастырские школы стали со временем расширять сферу своей деятельности. В первой половине IX века из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения. Слово «университет» (от лат. universitas – совокупность) означает общность,совокупность. С момента появления университетов в них имели место две тенденции: стремление к автономизации и стремление к свободе преподавания. Первым возник Болонский университет в 1119 г., который представлял собойстуденческую корпорацию (свободная ассоциация учеников и наставников с их привилегиями, программами, дипломами, званиями). В 1150 г. основан Парижский университет – объединённая корпорация магистров и студентов. В Париже существовала также Кафедральная школа Нотр-Дам, собравшая студентов со всех концов Европы. Вышедшая из стен Парижского университета группа студентов в1167 г. перебралась в Оксфордскую монастырскую школу и основала там Оксфордский университет. Выпускники 1209 г. Оксфордского университета составили ядро Кембриджского университета. Таким образом, Парижский университет стал родоначальником двух английских университетов. Преподавание в университетах велось на латыни. В XII веке появляются и государственные университеты, находящиеся на содержании королевства, в Испании, Португалии, Польше, Чехии. Прием в средневековые университеты был практически неограничен. Главным видом занятий были лекции и дискуссии. Средневековые университеты, как правило, имели три факультета: богословский, юридический и медицинский. Четвертый факультет – артистический – был школой, где изучались семь свободных наук. В Парижском университете изучалась проблема движения. Среди ученых особо выделялись Жан Буридан (1297-1357 гг.), Альберт Саксонский (1316-1390 гг.) и Никола Орем (1323-1382 гг.). В Оксфордовском университете Роджер Бэкон заложил основы эксперимента. Последствия возникновения университетов: 1) рождение нового слоя учёных-преподавателей; 2) университетское сообщество, не знавшее кастовых различий; 3) разработка базовых ориентиров европейского образования (лекции, экзамены, диспуты, учёные звания, диссертации и т.д.).
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.